23 марта
Исторический фильм – задача серьезная. Он должен не только рассказать о событиях прошлого, но и погрузить зрителя в атмосферу давно ушедшей эпохи. И здесь есть опасность: нельзя соврать. Допустишь неточность – и сразу заметят. Заметят в то же мгновение! И перестанут верить. А этого допускать нельзя.
Сегодня в одном из самых элегантных мест Ялты , ресторане Фабрикант, мы встретились с художником по костюмам фильмов «Тайны дворцовых переворотов», «Гардемарины», «Феодосийская сказка», заслуженным художником России, членом союза кинематографистов, членом союза художников России, победителем множества конкурсов дизайнеров одежды , историком моды, кутюрье Игорем Дадиани.
Игорь, скажите, как вы стали мастером такого уровня?
Могу сказать следующее: у меня нет образования ни швеи мотористки, ни модельера- конструктора, и художественного образования у меня тоже нет. Я –педагог по образованию, и у меня кандидатская звучала так: «Самодеятельный театр как средство воспитания педагогического мастерства». К портняжным ножницам это не имело никакого никогда отношения. И когда я стал кандидатом наук в 25 лет, когда многие мои моменты в жизни были исполнены так, как это хотели мои родители, я им сказал: «Теперь я могу делать то, чего я хочу?». Мне сказали: «Конечно да»
Возможно на формирование личности и вкуса человека влияет, в первую очередь, семья, устои и традиции дома? Как вы считаете?
Я считаю, что формирование личности , не важно, это мальчик или девочка, происходит дома. Школа, как штукатурка, которая добавляет эффект дизайна. А формирование личности – это только семья. И дом.
В моем доме никогда не было халатов. Я маму видел в халате только тогда, когда она выходила из ванной комнаты. И то, всегда это было мельком. Не было растянутых кальсон у папы. Я к чему веду: это – семья. Это устои дома. И не важно, дворянская это семья или рабоче-крестьянская. Я очень много знаю семей, для которых то, о чем я говорю, если не врожденное, то приобретенное состояние . И это очень важно.
Скажите, а у красоты есть правила? Есть какие-либо параметры, формула?
Я живу, как я чувствую. У меня нет среднего состояния – либо да, либо нет. «Может быть» - не бывает. Неплохо –значит «никак» . Как ты чувствуешь:красиво или не красиво. Вот это два основных мерила моего ощущения жизни: красиво – не красиво.
Ну а если заказчик не согласен, и у него какое-то свое представление о красоте?
Если это мои клиенты, я, конечно, буду бунтовать . Буду пытаться объяснить, почему нет. Последняя точка у меня звучит матом. Такой , мама не горюй. Сегодня я имею право отказать,
если меня не слышат. Но сделать платье на венчание, чтобы потом в нем пойти на работу – это исключено.
Когда дама спрашивает: «Сделайте мне что-нибудь такое-эдакое». Вот так эдакое не бывает . Всегда спрашиваю: «Для чего? Вы куда идете? Какая цель вашего присутствия на том или ином мероприятии? Что оно будет отражать и что вы хотите этим сказать?»
Костюм – это наша драматургия. Если ты хочешь, быть незамеченным, это значит «серая мышка»: ничего яркого , привлекательного. Но если ты хочешь, чтобы тебя увидели , тогда другой вопрос. А еще плюс духи, а еще плюс цацки , а еще неотразимый взгляд – вот наш характер. Есть еще последняя точка –спина . Она должна тоже сказать о твоем присутствии . Я называю это «поставить точку». Когда оборачиваются вслед.
Мне известно о триумфе вашей коллекции в Монако. Особенного шуму там наделало одно из ваших платьев. Расскажите, как это было?
Звонит Татьяна Михалкова: «Ты знаешь, мы хотим дягилевские вечера . Это Монте-Карло, это Монако и все то, что с этим связано, и так далее. Давай».
Едем. Нас было три российских дизайнера. Мы жили во дворце принца Ренье, тогда он был еще жив. Это был светский раут, где были представлены костюмы прет-а-порте (на каждый день), средняя одежда люкс и от кутюр - я заканчивал. Сестра принца тогда кричала: «Крези, браво рашн дизайнер». Она мне подарила большой бриллиантовый медальон. Вот так у нас начиналось. А до этого был «Русский силуэт» и было «Платье года».
Как раз тогда у меня возникло желание сделать платье из синего стекла. Это была некая птица счастья, синяя птица. Оно весило 50 кг, а нужно было, чтобы девочка еще не просто шла в нем: это был трансформер , и у нее сзади были сложены крылья и в нужный момент она поднимала эти крылья, она взлетала. Аплодировали стоя.
Игорь, а как все-таки вы попали в мир кино?
Я всегда одевал конкурсы красоты. На очередном конкурсе Светлана Дружинина закричала «Браво!», а после конкурса меня попросили выйти к ней, познакомиться . Она сказала: «Я хочу, чтобы ты одел моих главных героев к «Тайнам дворцовых переворотов».
Это был мой первый опыт в кино – «Тайны дворцовых переворотов»; «Виват, Анна».
Я ждал очень долго . Мне пришел сначала один сценарий, потом другой, а я все жду, когда же меня позовут. Я уже готов, как то мясо, которое не просто сварилось для холодца, а уже развалилось, - мое состояние было именно таким.
И вот на пасху- звонок. Я себе представлял, как мы с ней будем сидеть: должен был быть обязательно камин, кресло – качалка, много книг, старый письменный стол . И вот она сидит , и я рядом с ней, и мы беседуем, однако…Звонок. Поздравления. «Я жду тебя. Ты должен срочно прилететь ко мне. Я готова с тобой разговаривать». Я прилетел. Конечно, это был не камин, а маленькая комната на Мосфильме, где она терпеливо выслушала все мои инссенуации , как и кого я хочу одеть; и про эти крахмальные подъюпники, которые должны издавать при ходьбе треск клопов, и как должна выглядеть Анна Иоанновна. Ведь когда я узнал, что Инна Чурикова будет играть Анну Иоанновну, я сказал: «А где же мы возьмем ее сиськи? Ведь это была мощная женщина с большой грудью?» Да простят меня все.
Она выслушала меня , и сказала: «Не волнуйся. Теперь ты слушаешь меня, чего я хочу. А вот там останется кусок , ты там танцуешь так, как ты захочешь».
Это был первый этап ввода в специальность художника по костюмам киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов» . Следующим этапом была наша костюмерная, мой сегодняшний дом на Мосфильме. Больше тысячи квадратных метров, в которых были собраны все костюмы гардемарин и до меня, и так далее. Это просто говорящий шкаф не только со скелетами, но и говорящий шкаф всех тех, кто эти костюмы носил, какое было ощущение того или иного бантика, или пера на шляпе и т.д.
Светлана тогда мне сказала так: «Поймешь , влюбишься, останешься». Я влюбился и остался.
Я знаю, что вы уже некоторое время работаете в Крыму над сериалом «Гардемарины». А это – исторический фильм. Что вы лично думаете об истории России, об истории Крыма?
Я патриотический человек, и понимаю, что такое земля, залитая кровью. Всю жизнь, все, кому не лень, пытались сломить, наклонить Россию. А это - многонациональное государство . Я не могу сказать, что это только русские. Это многонациональная страна. И этот кусок земли постоянно был залит кровью россиян. Не русских . Подчеркиваю – россиян
Поэтому я всегда был в восторге и с трепетом отношусь к нашей истории. К моей истории, потому что моя семья сыграла огромную роль в страницах России. Я об этом мало говорю, но четыре фамилии сыграли роль объединения Грузии и России: Тициани (Тициановы), Багратиони - Мухрамские, семья Дадиани и семья Романовых. Тогда, в 1860 году, произошло обьединение Грузии и России. А сейчас Грузия забыла , что всегда находилась под турецким игом, и женщина всегда носила черное, потому что постоянно были войны и в каждом доме горели поминальные свечи.
Про наших «Гардемарин». Мы не досняли 20 минут . И для меня это очень тяжелый этап в нашем кино, потому что это война, это много крови, это будут убитые лошади. Для меня там есть очень тяжелый момент , когда лошади, на которой сидит Суворов, срывает голову. Это будет графика, ни одно животное не пострадает, но это будет много крови. А это значит , нам надо стирать , много переодеваний, много, много, много. Там есть очень яркий момент, когда на покрова Богородицы, Суворов своим роскошным профундо поёт хоралы Всевышнему и идет атака . Церковь горит . На этом фоне начинается фильм. Именно этим эпизодом мы будем заниматься начиная с 20 – 15 апреля и до тех пор, пока не снимем.
Мастер, самый главный вопрос: как вы делаете свои костюмы живыми и достоверными? Почему им веришь?
Я к костюмам отношусь очень серьезно. Потому что Мадам, я так иногда называю Свету, она любит крупный план. Меня, например, Инна Михайловна Чурикова ставила за камерой испрашивала когда «Стоп» : «Мурашки бегали?». Я говорю – «Бегали». Все, снято. Ее глаза – это два больших сумасшедших озера, которые сначала наполнялись , эта слеза перекатывалась к центру , обратно. А потом – два ручья. Вот как это не снять?
И поэтому, каждая «финичка», каждый кружавчик, каждая пуговка, каждая брошечка, игрет определенную роль . Если человек небрежен, то это характеризует героя. Либо он бежал и порвал, либо он раздолбай такой в жизни.
Очень много сейчас по телевидению сериалов. У меня бывает ощущение, что армия просто вышла из ателье. Ну не бывает так. Либо это шоу такое, что вот, мы пошили костюмы и это представление костюма: гвардейцы, там, генералы. Либо это армия, которая живет.
А она, простите, вы можете мои слова сейчас вырезать, писяет, и какает, пьет и дерется. Это может быть разорванная немножко рубашка, она может быть немножко в пятнах. Я делаю специальный пот для того, чтобы когда актер разделся, или он в исподней рубашке, были видны подтеки после пота. У меня нет оторванных пуговиц. Если ее оторвали – это драматургия.
Очень сложно сделать костюм состаренным. Но для этого есть солнце. Иногда мой Мосфильм – это огромная площадка сушильни или обесцвечивания костюма. Если костюм положить на яркое солнце , то одна часть его обгорит, а другая нет . Если ты одним боком положишь, ты понимаешь, где у тебя камера пойдет: справа налево, либо слева направо. Какая часть может быть обгоревшей.
Ведь все делается, дорогие мои, для вас. Либо вы верите мне, нам, режиссеру, либо нет. У меня был момент, когда девочка вытирает слезы. Так вот этот носовой платок делали два месяца. Он вышит весь вручную. Это поплин, из которого выдергивались ниточки; специально красились свеклой, чтобы он вот весь был такой рукотворный. Я думаю, что актер мне благодарен, а зритель говорит – класс!
Вы много говорите о деталях. Так дьявол кроется в них?
Актер всегда ощущает себя иначе , потому что существуют детали. Та же самая императрица - у нее не могла быть априори просто бижутерия, это настоящие драгоценности. Мы договариваемся с коллекционером . Тогда она себя ощущает иначе.
А еще в наших фильмах непридуманные интерьеры: это Зимний дворец, это Екатерининский дворец, это Воронцовский дворец; это то, что сохранялось и реставрировалось в подлинности. Поэтому, представляете, насколько мне важно и боязно запускать свой костюм ,тобой придуманный, в настоящий интерьер.
В этом году ожидается выход на большой экран фильма- фэнтези, снятого в Крыму кинокомпанией Киммерия «Феодосийская сказка». Это- необычная история, сказочная история. И вы там тоже задействованы в качестве художника по костюмам. Не раскрывая интриги сюжета : что для вас значит участие в создании не исторического, а сказочного образа?
Я режиссеру (Наталии Лебедевой, прим. ред.) безумно благодарен. Моя мечта – оторваться в сказке. Ну понятно, что есть всегда цели, задачи . Но основная работа художника по костюмам – создать несуществующий мир, несуществующих героев . И уж тем более, когда есть сказка, которая наполняет твою фантазию и возможности. Поэтому кинокомпании «Киммерия» я очень благодарен. Я думаю, что этот фильм будет иметь колоссальный успех не только у детей. В первую очередь, это фильм для нас, для взрослых. Только тогда, когда ты мечтаешь, все сбудется; и вот об этом – наша сказка.
Хочу спросить о Ялте. Какое у вас сложилось впечатление о городе, о его жителях? И есть ли планы вести здесь свою профессиональную деятельность ?
Знаете, я переехал в Ялту. Мне нравятся люди. Мне нравится климат. Но дело даже не в климате, мне нравится атмосфера и люди. Они какие-то другие: нет злости; нет ощущения какой-то загруженности. Чем я буду здесь заниматься? Я думаю, что здесь будет школа красоты. Это не только хождение по подиуму, это - школа, когда мы можем научить детей, как вести себя за столом, как накрывается стол. Обязательно – риторике, как вести себя и вести беседу; это, конечно, иностранные языки, живопись, и т.д. Остается только найти помещение.
Я хочу здесь жить и приносить радость людям, стать частицей этого Крыма. Хочу, чтобы то, что я буду придумывать и то, что я собираюсь сделать, было для людей не приезжающих в Крым, а живущих здесь. Я вас всех люблю
СМОТРИТЕ ВИДЕО ИНТЕРВЬЮ С ИГОРЕМ ДАДИАНИ