Видеоарт – кино или искусство?

23 мая

Видеоарт – кино или искусство?

21 мая в киноконцертном зале гостиницы «Ореанда» (Ялта) состоялась лекция известного специалиста по спецэффектам и цветоустановке, режиссёра монтажа фильма Андрея Звягинцева  «Возвращение», ведущего курса «О чудесном в кино» в Московской школе нового кино,  одного из создателей «Лаборатории новых медиа» Владимира Могилевского.
Организатором мероприятия выступила кинокомпания «Киммерия» , Ялта.

Давайте попробуем сравнить эмоции, которые вызывают у нас два совершенно разных арт-объекта: один – это живопись маслом, где на холсте изображен прекрасный пейзаж, правильная композиция, выполненная в хорошей технике; а второй – какое-то непонятное нагромождение мусора, или банка супа , мертвая корова, бревно или квадрат?  В чем разница?

Обычно разница в том, что первым объектом мы молча любуемся и отходим, а со вторым начинаем спорить, сопротивляться. Он нас может раздражать, хочется высказать свою точку зрения и т.д.

Так «работает» современное концептуальное искусство,  когда форма не имеет значения, а главным является смысл. И чем больше критическая ёмкость того или иного произведения, чем больше мы хотим с ним спорить, чем чаще возвращаемся к нему, тем выше его художественная ценность.  Здесь невозможны повторения- это всегда что-то новое, выраженное впервые через одну из форм искусства.

Поиск нового – вечный двигатель творчества. С приходом кино в нашу жизнь, появился видеоарт, как еще одна форма современного непластического искусства.  На первый взгляд это что-то очень похожее на кино. Но только на первый взгляд.
Смотрите:
В кинофильме существует сюжет, который имеет начало и конец и развивается по законам определенного жанра. Есть герои, которым мы сопереживаем или ненавидим. Во время просмотра мы проецируем себя на их киножизнь и проживаем ее вместе с ними. В конце концов, мы смотрим фильм в темном зале, выключив вместе со светом и свою собственную реальность.
Видеоарт существует по другим законам: он, как правило, закольцован и  не имеет начала и конца; его смотрят в светлом помещении; он не отделяет нас от реальности, но вносит в нее новые акценты.
Это совершенно разные вещи.
Однако, соединение этих двух форм позволяют создавать произведения нового поколения, особенно в эпоху быстроразвивающихся технологий.


На своей лекции Владимир Могилевский рассказал слушателям  об экспериментах кинематографистов которые пытаются вырваться за пределы нарратива. Участники смотрели и обсуждали работы Джона Пайка, Майи Дерен, Розалинды Краус, Джона Болдессари, Мэтью Барни, Тимура Новикова, Славы Фролова, Романа Минаева.
Кадры перевернутой Москвы Дмитрия Венкова из его «Гимнов Московии» , где город похож то ли на «Аватар», то ли на сложную графику новейших компьютерных игр;  где взаимодействие домов и неба происходит  без участия земли – этим  материалом мэтр завершил свою лекцию.
…Вернулась реальность: сумеречное море, огоньки набережной, люди. Но осталось понимание: измени точку зрения, и мир тоже изменится. Он играет с нами , надо принимать игру. Если есть желание….

В настоящее время кинокомпания КИММЕРИЯ формирует новый образовательный проект «Школа кино и современного искусства» участники которого получат возможность не только прослушать курсы лекций по заявленной теме, но и обрести  практические навыки создания собственного продукта, участвовать в конкурсах и фестивалях, получить поддержку кинокомпаниив развитии своего стартапа.
Следите за новостями кинокомпании

 

Подпишитесь на наши аккаунты

Присылайте свои проекты и идеи - реализуем их вместе.